Да, нечасто я здесь появляюсь... Вести дневник всё же не мой конёк Несколько раз хотела кое-чего наклепать, но как-то не дошло до реализации

Не прошло мимо меня празднование 70-летия снятия блокады Ленинграда. Было много передач, посвящённых этому великому событию, которые не только заставили ещё раз задуматься на вечные темы жизни и смерти, войны и героизма, как остаться человеком в нечеловеческих условиях - но и познакомили с новыми подробностями тех страшных и героических дней. В первую очередь меня в очередной раз возмутила дурость властей и их полное пренебрежение человеческими (и всеми остальными) жизнями. Я, конечно, понимаю, что в то время при централизованном тоталитарном режиме решения принимались на самом верху и обжалованию не подлежали, но всё равно дивишься такой нелепости, стоившей жизни сотням тысяч людей, как полное отсутствие стратегических запасов продовольствия в городе, являющимся одним из важнейших, фактически второй столицей, и стоящим не так уж и далеко от границы. Без пресловутой наступательной доктрины ведения боевых действий здесь не обошлось. Не предполагалось, понимаешь ли, что наши войска будут отступать и такой город как Ленинград окажется в окружении! Ещё один дебильный просчёт: все рыболовные баркасы, снабжавшие город рыбой, были реквизированы на нужды фронта, туда же были призваны и все, кто занимался ловлей рыбы. Когда до властей допёрло, что к чему, выяснилось, что пригодных для выхода в море судов нет, да и работать на таковых ещё уметь надо. Можно догадаться, что с прилавков магазинов рыба очень быстро исчезла...

Тронул рассказ о том, как во время блокады устраивали Новогоднюю ёлку для детей. В качестве подарков голодным и измученным ребятишкам вручили стеклянные баночки с кусочком хлеба и конской колбасы внутри. Самое вкусное угощение в их жизни... А одна женщина вспоминала, что им подарили по маленькой баночке с джемом и она, счастливая, несла эту баночку домой, по тёмным холодным улицам - маме.

Удивительно, но в вымирающем от голода городе в течение всей блокады производили шоколад! Женщина, девочкой работавшая в то время на шоколадной фабрике, рассказала, как прятала шоколадку в причёске на голове, благо волосы были густыми. Так, по шоколадке вынося, спасла своих родных от голодной смерти.

Интересно тоже, что в стране даже в самые глухие военные годы не переставали производить ёлочные игрушки. Их делали из отходов военного производства, всякой проволоки и т. п. Сейчас такие игрушки - музейная редкость. Ну и, конечно, мастерили своими руками из подручных материалов - из бумаги, картона, ваты, отслуживших лампочек...

А цеха, в которых разливали по банкам сгущёнку, стали использовать для производства гранат. Оказывается корпус этой всем известной банки есть не что иное как корпус гранаты... Химическая промышленность была брошена на производство взрывчатых веществ, но всё равно их не хватало. Тогда не разорвавшиеся снаряды из тех, что в изобилии сбрасывались фашистами на город, после обезвреживания стали относить в химические лаборатории, там из них извлекали порох и потом смешивали с нашим.

А вот не удивляюсь я тому, что даже в самое голодное время театр продолжал показывать спектакли, а в концертных залах звучала музыка, и люди приходили, причём в таком количестве, что заполняли весь зал. Потому что не хлебом единым, как ни банально... Собраться вместе ради чего-то прекрасного и замечательного - это так придаёт сил! Конечно, востребованы были оперетты, где люди в красивых нарядах пели про любовь и радость жизни, и балеты-сказки...

Но самое поразительное, что я услышала, это про вагоны с кошками из Ярославля. Печально, но почти всех голубей, кошек и собак умирающие от голода люди съели... Зато чудовищно расплодились крысы, огромыми полчищами кочевавшие по городу (наверно ещё и трупов нажрались). В 42-ом, когда все мало-мальски пригодные для этого территории стали использовать для выращивания овощей, эти крысиные банды в считанные минуты уничтожали обнаруженные ими посевы. Для борьбы с серой напастью и прибыл кошачий десант из Ярославля - как только была прорвана блокада в 1943-м. Так появились и котята, которых бережно раздавали людям как особую ценность. Эти пушистые тёплые комочки послужили знаком возвращения жизни в опустевшие выстуженные дома ленинградцев. Маленьким счастьем было поесть самому и поделиться с другим живым существом, живущим рядом с тобой. Уничтожением ли крыс или вестниками надежды, но кошки внесли свою лепту в стоическую оборону города. Говорят, что в память тех кошек и были установлены скульптуры: кота Васьки - на углу одного из домов и кошки Мурки - на противоположном здании. (Нашла в нете статью "Коты блокадного Ленинграда" nibler.ru/cognitive/20533-koty-blokadnogo-lenin... )

В добавление к истории про кошек услышала ещё сюжет о коте и попугае, живших в одной ленинградской семье. В мирное сытное время кот всё порывался потрепать птичку, но когда оба стали голодать и мёрзнуть от холода в неотапливаемой квартире, кот с попугаем стали вместе спать в клетке тесно прижавшись друг к другу... Вот так животные подают урок нам, людям.

Когда отступила страшная леденящая зима 42-го, люди стали выходить из домов и расчищать улицы. Они встречали других людей и радостно обнимались, приговаривая: "И вы тоже живы!" и неважно было, знаешь ты этого человека или нет... Совместным трудом так очистили весь город, что никогда ни до, ни после этого он не был таким сияюще чистым.

Мой дедушка по отцу погиб, сражаясь за Ленинград.